Важным аспектом являются различия между «специфическими» (проводят четкое разграничение между, скажем, личностью вообще и ее проявлением на работе) и «расплывчатыми» людьми (когда каждый аспект личности рассматривается в любой обстановке). В случае сотрудничества расплывчатых людей со специфическими они должны научиться «действовать быстро, по делу и эффективно», тогда как обратный порядок предполагает готовность «понимать, что все дороги ведут в Рим».

В своей книге Тромпенаарс рассматривает ситуацию, в которой американская компания (специфически ориентированная) конкурирует со шведской (той же направленности) за латиноамериканский (расплывчатый) бизнес. Первая предлагает превосходный продукт по более выгодной для клиента цене, что решительно (в силу своей узколобости) и демонстрирует в ходе мастерски проведенной одномоментной презентации. Вторая, напротив, тратит неделю на то, чтобы собрать максимум сведений о латиноамериканском клиенте, обсудив «все за исключением самого продукта». Угадайте, какой из этих двух фирм повезло? Подсказка: разумеется, не американской. Возможно вам понадобятся чехлы оптом.

В заключении столь насыщенного 176-страничного трактата Тромпенаарса вам не останется ничего другого, как развести руками по причине охватившего вас чувства полной безнадежности. Вот что он предлагает: «Нам требуется проявить смирение и покорность судьбе. Нам нужно также обладать чувством юмора, чтобы понять, что в мире существуют культуры, не похожие на нашу, и быть готовыми, войдя в незнакомую комнату в кромешной тьме, натыкаться на незнакомую мебель до тех пор, пока шишки на лбу не станут напоминать о точных местах ее расположения».