Своеобразие положения Италии на мировом капиталистическом рынке на рубеже 70-х и 80-х годов состояло в том, что наиболее весомый вклад в поддержание внешнеторговых позиций страны вносили не столько крупные, сколько мелкие и средние компании. Вследствие своей специфики (высокой интенсивности и низкой оплаты труда рабочих, сравнительно небольших издержек производства и т. д.) эти компании легче, чем крупные, перенесли трудности 70-х годов, стали наиболее динамичной силой экономики и значительно расширили свое участие в экспорте. Крупные же компании, пользуясь всесторонней поддержкой государства, оказались в тепличных условиях и не смогли успешно преодолеть вставшие перед ними трудности, в том числе на мировом рынке. «Итальянские крупные компании, как частпые, так и государственные, слабы и уязвимы в международной конкуренции,— заявил в июле 1981 г. генеральный директор фирмы «Оливетти» К. де Бенедетти. — Они не в состоянии удерживать за собой позиции, приобретенные на мировом рынке. Ясно видно, как сужается доля мирового рынка, принадлежащая крупным итальянским компаниям. Они отступают в автомобилестроении, химии, сталелитейной и электронной промышленности» 7.
Не выдерживая или с трудом выдерживая конкурентную борьбу против компаний других промышленно развитых капиталистических стран в современном наукоемком производстве, итальянские компании все больше ориентируют сбыт такой продукции в развивающихся странах. Со многими из них они вступают в промышленную кооперацию, прежде всего в таких отраслях, как химия, некоторые отрасли машиностроения и легкой промышленности. Только в 1981 — 1982 гг. в результате обесценения вследствие инфляции заработной платы рабочих, предпринятых жестких мер по повышению производительности труда, а также происшедшего снижения мировых цен на сырую нефть промышленность сделала первые шаги на пути к восстановлению своей конкурентоспособности на рынках развитых капиталистических стран.