В наши дни много говорят о «маркетинге отношений» — беспрестанном стремлении к почти родственной связи между клиентом и продуктом. Компания General Motors довела эту философию — по отношению к выпускаемой ею модели автомобиля Saturn — фактически до предела, организовав для примерно 30 тысяч членов своей «семьи» экскурсии по заводу в Спринг-Хилл (шт. Теннеси), где производят эту машину.

Музыка в стиле кантри, экскурсии по предприятию, палатки, бесплатное питание и выпивка, танцы и, что, возможно, важнее, товарищеские отношения тысяч других владельцев Saturn оказались тем соблазном, который привлек в Спринг- Хилл толпы преданных поклонников автомобиля со всех концов страны.

Каким же образом General Motors удалось добиться подобной преданности — на грани культа! — со стороны клиентов по отношению к этой добротной, хорошо сконструированной, но, вообще-то, не самой выдающейся модели? Дело в том, что компания относится к каждому клиенту как к другу с того самого момента, когда он впервые переступает порог ее демонстрационного салона. Хорошо оплачиваемый труд торговых представителей, применение тактики отказа от нажима на клиентов, внимательное выслушивание каждого слова, сказанному ими, твердая цена, исключающая возможность мелочной торговли за каждый доллар, бесплатное техобслуживание и «семейное» барбекю создают доброжелательную, дружескую атмосферу, которая стала предметом зависти многих дилерских сетей.

Связи с клиентами еще больше укрепляются в результате проведения рекламных кампаний, главной темой которых являются люди, производящие автомобили, и их непосредственная связь с покупателями.