Железные дороги в Италии являются государственными на 98 %. За их развитие выступают профсоюзы и левые партии, которые считают, что крайняя степень автомобилпзации транспорта обостряет и без того острую для страны проблему нефтеснабжения.
Для Италии, омываемой с трех сторон морями, важное народнохозяйственное значение имеет морской флот, 80 % которого контролируется государством. За последние годы в торговом флоте существенно изменилось соотношение между судами различного назначения. Неуклонное повышение доли нефти в топливно-энергетическом хозяйстве повлекло за собой быстрый рост танкерного флота. Его валовая вместимость увеличилась с 2,4 млн. бр.-рег. т в 1967 г. до 5 млн. бр.-рег. т в 1980 г., что соответственно составляло 38,5 и 45 % вместимости всего итальянского флота. Наоборот, падение значения каменного угля в топливно-энергетическом хозяйстве вызвало сокращение в эти годы удельного веса сухогрузного флота с 47 до 32 %. В связи с удорожанием судового топлива и общим ростом издержек эксплуатации судов снизился также удельный вес смешанных товаропассажирских судов — с 14 до 5,4 % 18. Построенные в течение 60-х — начала 70-х годов несколько гигантских океанских лайнеров типа «Леонардо да Винчи», «Раффаэле», «Микеланджело» оказались на приколе или распроданными но сходной цене за границей.