Представим, что принят новый закон, который устанавливает ограничение скорости до шестидесяти пяти миль в час, и, соответственно, любой, кто будет пойман за вождением автомобиля на более высокой скорости, должен будет уплатить штраф в сто долларов. Очевидно, что в производимых водителями расчетах выгод и издержек произойдут изменения. Теперь к издержкам вождения со скоростью восемьдесят пять миль в час будет прибавляться ожидаемая добавочная сумма штрафа (то есть вероятность быть пойманным, умноженная на штраф). Некоторые водители (а именно те, для которых преимущества движения на восьмидесяти пяти милях в час были— до вступления закона в силу — лишь немногим больше издержек) теперь решат не ездить на скорости восемьдесят пять миль в час.

Это стандартная парадигма, лежащая в основе большинства работ по праву и экономике. И эту парадигму действительно можно использовать во многих случаях, например если требуется рассчитать, как изменение суммы штрафа или вероятность быть пойманным влияют на скорость движения автомобилей. Неудивительно, что данная парадигма широко используется при разработке стратегий государственного вмешательства, а классической экономической работой считается статья Гэри Беккера (Becker, 1968; Беккер, 12000). Ученые- правоведы называют эту парадигму «императивной теорией права» (Raz, 1980)4. Моя цель заключается в том, чтобы доказать, что она обладает серьезными недостатками. Моя задача, впрочем, состоит в том, чтобы развить свою аргументацию и сделать на ее основании определенные выводы, касающиеся формирования экономической политики. Я постараюсь показать, что более сложный взгляд на роль права в экономике, который я представлю здесь, вполне возможно, позволит нам формировать более эффективную политику вмешательства. Этот измененный взгляд должен также помочь в объяснении того, почему так много наших законов не работает.