В философии часто проводится различие между методологическим индивидуализмом и «атомизмом». Последний считается крайней степенью индивидуализма, когда все характеристики каждого индивида могут описываться безотносительно его связи с обществом, после чего для объяснения общественного поведения привлекается представление о том, что общество возникает в результате соединения таких индивидов. Поскольку сторонники этих идей не представили более точных определений своих терминов, я вынужден воздержаться от проведения тонких различий и буду относиться к обоим этим смежным терминам как к представляющим общую идею методологического индивидуализма. Впрочем, возможно, что подобные понятия не определимы вообще: они постигаются путем сочетания приблизительных определений и многократного употребления. Незаменимым аксуссуаром каждого делового мужчины является портфель http://mis.ua/shop/category/men/briefcases. Эта вещь нужна не только вместительная и функциональная, но и очень качественная – она прослужит долго, не потеряв привлекательного вида.

При подобных изложениях полезно рассматривать и полную противоположность обсуждаемой методологии. В нашем случае это будет концепция «методологического холизма», авторство которой (правда, неподтвержденное) принадлежит философу Джону Уоткинсу. Методологический холизм связан с убеждением, что существуют «макроскопические законы, уникальные и применимые ко всей системе, как к органическому целому» (Watkins, 1952, р.187), и поведение элементов этого целого выводится из него. В экономике это означает, что наш анализ надо начинать с установления законов всей совокупной экономики, и, возможно, с поведения цен и производственных отраслей, а уже затем переходить к тому, как ведут себя люди и каковы их мотивы. Если представить ситуацию в таких терминах, то очевидно, что современная экономическая теория расположена в той части спектра, которая близка к методологическому индивидуализму.